Древнейшая история народов ЦАР мало изучена. Из-за удаленности от океанов и наличия труднодоступных районов эта страна вплоть до X X в. оставалась на европейских картах белым пятном. Обнаруженные при добыче алмазов в бассейне реки Убанги орудия каменного века дают основание считать, что в древности многие центральноафриканские равнины были обитаемы. Найденные в начале 60-х годов антропологом Пьером Ви-далем на юго-западе страны, возле Лобае, камни высотой 3 м относятся к эпохе мегалита. Среди народа гбайя они известны под названием «таджуну», т. е. стоячие камни.

Издавна по территории страны проходили пути многочисленных миграций африканских народов, и это в значительной степени повлияло на ее заселение. Первыми жителями на этой территории, по-видимому, были пигмеи. О существовании земель к западу от истоков Нила, населенных темнокожими народами, было известно древним египтянам. Расшифрованные надписи на египетских монументах рассказывают о стране Уам (в районе рек Мобаи и Кембе), населенной «черными карликами— пигмеями». На древнеегипетских картах реки Убанги и Узле назывались Черным Нилом и были соединены с Белым Нилом в одну реку.

В XV в. район нынешней территории ЦАР оказался между сильным феодальным государством Борну на севере (образовалось в XV в. на западном берегу озера Чад) и христианским королевством Конго на юге ((сложилось в X V в. в низовьях реки Конго), которые имели тесные торговые связи. Из Борну в Конго через центральноафриканскую территорию направлялись торговые караваны.

 В XV—XV вв. на территории ЦАР находилось государство Гаога. Оно было образовано восставшими рабами. Основным занятием населения являлось скотоводство. Конная армия Гаога имела оружие, выменянное у египетских торговцев. Найденные остатки домашней утвари имеют христианские символы, которые говорят нам о том, что в Гаога жили христиане.

В XV в. территория ЦАР была заселена местными убангийскими племенами; гбанзири, бурака, сан го, яко ма, нзакара. В это же время близ северо-восточных границ территории страны образовались новые феодальные государства Багирми, Вадаи и Дарфур. Население этих государств находилось в зависимости от арабов и подвергалось насильственной исламизации. Суданские народности, сопротивлявшиеся насаждению ислама, вынуждены были уходить в глубинные районы территории. Так, племена сара, гбайя (байя), банда появились в цент-ральноафриканской саванне. Гбайя направились на запад и обосновались на территории северо-восточного Камеруна, Заира и на западе территории ЦАР. Банда расселились по всей территории от реки Котто на востоке до реки Сайга на западе. Сара остановились в бассейне рек Лагоне и Шари на севере ЦАР. С приходом суданских народов местные племена вынуждены были потесниться и сконцентрировались на берегах Убанги. В верховья этой реки из района озера Чад пришли племена азанде. Добыча рабов на территории ЦАР была главным источником богатств государств Дарфур и Вадаи. По территории ЦАР через Дарфур в Египет проходил древний караванный путь, по которому на Ближний Восток везли слоновую кость и рабов. К середине XV в. охотники за рабами практически опустошили эти места.

В XV в, обширные области в районе притоков Шари — Аук и Азум были заняты племенами гула, которые занимались рыбной ловлей и торговлей. Язык гула был широко распространен в бассейне верхней Шари. Немного позже, в начале X X в., на убангийское плато с востока пришли земледельческие племена. Племена сабанга занимали площадь огромного четырехугольника между Шари и Убанги, а также в среднем течении Котто. Племена крейш населяли верхнее Котто и бассейн Шинко. В районах от реки Котто до Дарфура жили многочисленные племена йулу, кара, бинга, шалла, бонго и др., которые почти полностью исчезли. В это же время часть народа гбайя, осевшая ранее в Заире и называвшая себя манджа, т. е. земледельцы, заселила центр бассейна Убанги-Шари.

В 70-х годах X X в. уроженец Сеннара Раббах основал в районе озера Чад военно-феодальное государство. К середине 90-х годов Раббах подчинил себе соседние государства Багирми, часть Вадаи и Борну. Так, в конце X X в. большая часть территории ЦАР вошла в состав государства Раббаха, где была сохранена власть местных вождей, которые находились в подчинении губернаторов Раббаха.

Народы, жившие в междуречье Убанги и Шари, до прихода европейцев в основном занимались мотыжным подсечно-переложным земледелием. В саваннах и тропических лесах выращивались главным образом маниок и бананы, севернее основной сельскохозяйственной культурой был миль (сорго). Повсеместно были распространены охота, рыболовство и собирательство. Многие народы отличались высоким уровнем развития ремесла: резьбы по дереву и кости, плетения циновок и корзин.

Большинство народов междуречья Убанги и Шари — банда, манджа, сара — находились на стадии первобытно- общинного строя. Основной социальной единицей было племя, которое распадалось на роды. Низшими звеньями родовой структуры были индивидуальные семьи, которые объединялись в большие патриархальные семьи.


Оставить комментарий

Hosted by uCoz